Шампань всегда была провинцией бедной, специализировавшейся на производстве сукна и текстиля. Интересно, что виноградники, со временем обогатившие этот регион, здесь существовали еще при Цезаре. Но из-за холодов и сырости вино выходило плохое – кислое, да еще и с пузырьками, которые получались при брожении и нередко взрывали бочки. С пузырьками боролись всеми возможными способами, чтобы вино было тихим испокойным (tranquille).
Еще один интересная особенность Шампани, на этот раз – географическая. Виноградники растут лишь между 40-й и 49-й параллелью. На 50-й параллели виноград уже не вызревает. Шампань – 49-я параллель, «последний шанс» виноделов. Так что делать вино в Шампани – это победа человеческого усердия и изобретательности над природой.
И как во всяком «трудном» регионе, люди испокон веков полагаются не только на себя, но и начудесное покровительство. Покровителем виноградников шампенуазцы считают четырех святых, прежде всего святого Винсента. Его статуи ставят в погребах, а 22 января, в день святого Винсента, в Шампани проходит главный праздник провинции с шествиями, своеобразным карнавалом (все одеваются в национальные костюмы), с дегустациями вин прошлогоднего урожая и подведением итогов года.
Солнечная Франция всегда была богата не только традициями, но и виноградом. За год его собирают более 10-12 млн. тонн (!!) и производят тысячи известных на весь мир вин. Наибольшей популярностью в XVI-XVII вв. пользовались красные вина и естественно многие пытались их производить и продавать.
Провинция Шампань, выращивая сотую часть всего винограда Франции, тоже поставляла свое красное вино в Париж в тех случаях, когда погода была хорошая и вино удавалось. Когда же погода подводила и вино оказывалось кислым, то его складывали в подвалы на долгие годы.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Открывая через несколько лет эти "бракованные" бутылки вина, виноделы заметили, что вино в них совсем другое - оно играет, из него выделяются пузырьки, да и вкус стал совсем другим. Вино из "игравших бутылок" в большинстве своем было скверного качества и к употреблению не годилось. Только малая часть бутылок могла быть оценена. Установить причину появления этих редких жемчужин с необыкновенным вкусом виноделы бедной провинции Шампань не могли.
Ситуация прояснилась лишь к 1652-1655 гг.благодаря архиепископу реймскому Генриху Савойскому, в чьем управлении находилась в то время провинция. Он понял, что красное спокойное вино Шампани не сможет конкурировать с винами Бургундии, Лангедока и Бордо, а поэтому виноделам Шампани нужно искать пути создания нового и неповторимого вина.
Честь открытия шампанского в конце XVII в. принадлежит монаху аббатства Отвильер, расположенного на берегу Марны, в самом центре Шампани, Дому Периньону (Дом - монашеское звание, просьба не путать с доном). Как же это происходило?
Майским теплым днем 1668 г. в Отвильерском аббатстве недалеко от Реймса, резиденции архиепископа, ожидали нового заведующего винодельческими подвалами 30-летнего бенедиктинского монаха Дома Пьера Периньона, уроженца города Сент - Менульда, воспитанника монастыря Святого Вана в Вердене.
Архиепископ реймский был доволен, потому как ему удалось пригласить в свои владения лучших виноделов королевства. Винодельческими подвалами Отвильерского аббатства отныне заведовал Дом Периньон, а винодельней аббатства Сан-Пьер и замка Маркетери – способный бенедиктинский монах Дом Удар.
Изобретение шампанского представляется скорее случайностью, чем закономерностью. Согласно одной из версий, открыв однажды одну из винных бутылок, монастырский винодел был оглушен громким хлопком. Монах в скором времени понял, что это вино, не успев по каким-то причинам перебродить до розлива, с наступлением весны начало бродить заново в закупоренной бутылке и по этой причине начало «играть».
За этим открытием последовал целый ряд технологических усовершенствований – отбор соответствующих сортов винограда, их сочетание, использование сиропа и т.д. – без которых невозможно представить себе современного шампанопроизводства.
В самом же Реймсе архиепископ поручил беспрерывно собирать и записывать опыт виноделов Шампани. Еще не закончился первый год работы бенедиктинцев, а архиепископу уже доложили об их трудах. С самого раннего утра монахи были в делах: обход виноградников, изучение всех посадок, знакомство с виноградарями, консультации. В подвалах Шампани они беспрерывно экспериментировали с вином и вели опыты по его совершенствованию. Монастырская братия под руководством опытных виноделов трудилась от зари до зари. Дом Периньон впервые провел вторую ферментацию в бутылке и оценил изящество пузырьков в получившемся вине. Он же разработал систему смешивания вин из различных районов Шампани и разных сортов винограда.
Правда, эти опыты приносили архиепископу не только находки, но и огорчения. Подвалы напоминали армейский полигон, в них постоянно гремела канонада из тысяч разорвавшихся бутылок. Взрывалось иногда до 60% заложенной партии. Убытки были громадны, но архиепископ надеялся, что будущие выгоды покроют все издержки. Путь к настоящему шампанскому оставался крайне затратным и в последующие столетия. Так, в 1776 г.взорвалось 50% всех бутылок, в 1833 г. - 35%, а в 1842 г.- 10%, что составило 2 млн. бутылок!
Годом «рождения» шампанского считается 1668-й. Но только 50 лет спустя, в 1718 г., монах Федино, каноник Кафедрального Реймского Собора, издал книгу, в которой впервые была подробно описана технология производства шампанских вин.
Что же касается Периньона, он прославился тонким вкусом и феноменальной памятью на вина и все, что связано с виноделием. Так, он до мельчайших подробностей был знаком не только с виноградниками, принадлежащими монастырю, но и всеми близлежащими плантациями.
В конце своей жизни Дом Периньон ослеп, но мог безошибочно определить сорт винограда, степень его зрелости и в какой местности он произрастал. По вкусу винограда был способен предугадать качество будущего вина. Из черных сортов винограда он изготавливал замечательные, чистые, безупречные белые вина, чего не делал до него еще никто.
Именно разработка технологии производства игристых вин из купажей (разных сортов винограда или вин разных годов производства) считается главным достижением Дома Периньона. Открытие этого способа было связано с подбором сортов винограда и их наилучших сочетаний, а также с изобретением ликера, без которого шампанизация была бы невозможна. До сих пор эту кропотливую работу во Франции называют “Работа бенедиктинца”.
Долгие годы бенедиктинцы искали не только лучшие рецепты приготовления вина и подбирали лучшие сорта винограда, но искали и необходимую форму бутылки, состав и цвет стекла. Именно Дом Удар заметил, что вино в темных бутылках, не подверженное влиянию света, получается более качественным. С тех пор бутылки для шампанского стали делать темными, а наиболее ценные вина продавать в специальных ящичках или картонных коробках. Только в 1800 г. была найдена оптимальная форма бутылки шампанского. Сделал это аптекарь из Шалона - Франсуа.
С другой стороны оставалась проблема укупорки бутылки. Дом Периньон заметил, что пробки деревянные или из промасленной пакли либо создавали сильное напряжение в горлышке бутылки, и ее разрывало, либо пробка высыхала и пропускала углекислый газ, что резко снижало игристость вина. Дом Периньон перепробовал тысячи разных закупорок и выяснил, что лучшей является кора пробкового дерева. Так, на бутылках с шампанским появились корковые пробки.
Дому Периньону приписывается и введение бокала новой, тонкой и элегантной формы, в котором пузырьки газа «сверкали и играли в разноцветье бликов». Именно такой, вытянутый и тонкий бокал сейчас называют "бокалом для шампанского".
Несмотря на успехи Дома Периньона и Дома Удара, шампанское в другие страны по-прежнему, согласно указу короля, отправлялось в бочках. С ними следовал отдельно ликер и инструкция как из всего этого приготовить шампанское. У одних получалось, у других - нет. Дело доходило до курьезов. В 1613 г. Иоган Кеплер даже опубликовал научный труд "Стереометрия бочек", для того чтобы можно было определить количество вина в такой таре.
В 1728 г. Людовик XV, понимая значение производства шампанского вина для Франции, издал указ, разрешающий городу Реймсу в порядке исключения продавать шампанское в бутылках. Только после этого шампанское, приготовленное лучшими виноделами, получило всемирную славу, попадая во все королевские дворы Европы уже в готовом виде. Появились новые проблемы - транспортировка десятков тысяч бутылок весьма вспыльчивого вина.
Разрабатывая принципы сложного процесса шампанизации, Дом Периньон не сумел избавиться от погибших дрожжей, которые выпадали в каждой бутылке в виде осадка, поэтому внешний вид бутылки был не очень привлекателен. Еще долгие годы шампанское подавалось к столу в сильно охлажденном виде по той простой причине, что при сильном хлопке недомороженного шампанского осадок взлетал и вино становилось мутным.
Способ решения этой проблемы, впоследствии получивший название "ремюаж", впервые придумала в 1816 г. мадам Клико. Она попросила своего управляющего и столяра снести в винный подвал стол из гостиной и просверлить в нем наклонные отверстия диаметром под бутылку шампанского. Смотрители винных подвалов в течение многих месяцев аккуратно поворачивали бутылки на несколько градусов. В результате весь осадок оказался на пробке. Затем бутылки заморозили до -30°C и вместе с пробкой вынули небольшой кусочек льда с осадком. Бутылки долили таким же вином и оставили для дальнейшей выдержки. С этого момента шампанское стало прозрачным и приобрело славу действительно элитного вина.
Госпожа Клико, знаменитая вдова, на век раньше Булгакова сформулировала, что качество ее шампанского может быть одно: самое первое, оно же последнее.
В 1840 г. разрабатывают этикетку для шампанского вина и стиль оформления. С тех пор, форма бутылки и ее оформление не претерпели каких-либо значительных изменений.
Еще одна женщина сыграла большую роль в истории шампанского. До госпожи Поммери (дом Pommery) шампанское было сладким, поскольку вина Шампани кислые из-за недостатка солнца и тепла, и в них добавляли много сахара. Госпожа Поммери первой стала делать шампанское брют, годом рождения которого называют 1874 г. Специальная процедура превращения винной кислоты в «некислую» молочную позволяет шампанским винам брют не кислеть.
Лоран-Перье и вовсе стал выпускать ультра-брют, учитывая, что сегодня все стараются избегать сахара. Это своего рода диетическое шампанское. А перед особняком Лоран-Перье имеется фонтан с надписью, высеченной в камне: «Никогда не пейте воды», т.е. пить надо только шампанского.
***
Самый старинный шампанский дом – Ruinard – был основан в 1729 г. Когда Шампань была еще суконным краем, монах из парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре Дом Рюинар посоветовал своему брату-суконщику заняться вином. У брата, Николя Рюинара, был небольшой виноградник в Шампани, вино он делал всегда, и оно было таким же плохим, как все вина региона. Дом Периньон и Дом Рюинар были друзьями, поэтому брат монаха Рюинара Николя первым открыл производство шампанского. А господин Моэт, тоже друг Дома Периньона, открыл свой дом шампанского много позже, в 1743 г.
Ruinard, как и аббатство Дома Периньона, сегодня принадлежит дому "Moet&Chandon" – самому крупному производителю шампанского. "Дом Периньон" – самое дорогое шампанское дома " Moet&Chandon" и самое знаменитое в мире.
Когда русская армия победителей уходила из Франции в 1815 г., казаки ворвались в дом Моэта и стали грабить погреба. Работники спросили у хозяина: «Что делать, они все уносят!». «Ничего не делать, – ответил господин Моэт, – они заплатят позже». Он решил, что грабеж послужит рекламной акцией: каждая бутылка его шампанского, которая попадет в Россию, принесет ему тысячи новых заказчиков. Так и произошло. Моэт вырвался вперед, смог купить большее, чем у всех, количество виноградников, и у него давно уже нет конкурентов.
И все же самое громкое имя в России у «Вдовы Клико». Возможно потому, что она первой оказалась на российском рынке, или потому, что это шампанское воспевал Пушкин, или в силу невероятной по тем временам истории: оставшись вдовой в 28 лет, госпожа Клико возглавила шампанский дом своего покойного мужа. Она повела дела столь успешно, что ее шампанское стали подделывать.
В 1821 г. в русской прессе появилось сообщение, что бутылки шампанского вдовы Клико с ярко-желтой этикеткой (тогда этикетки у всех были черно-белыми) фальсифицируют, поэтому в качестве защиты вводится штемпель на пробке. В 1825 г. подделки "Клико" приобрели такой размах, что пришлось издать закон, защищающий имя великой мадам. Один француз был даже осужден по нему: ему выжгли на лбу слово "фальсификатор".
Возглавив дом, госпожа Клико (урожденная Ponsardin, потому вино и называется Veuve Clicquot Ponsardin) решила, что первая ее задача – наладить экспорт. Она сделала ставку на Россию и в 1814 г. тайно отправила в Россию двумя кораблями гигантскую по тем временам партию бутылок, больше 20 тыс.шт. (казаки, как мы помним, повезли Моэт только в 1815 г.). Но кто пил шампанское в те времена? Цари и придворные. «Вдову Клико» заказывала и Екатерина II (квитанция хранится по сей день).
О массовых поставках никто не помышлял. Вдова решилась именно на такой шаг. Через некоторое время мадам Клико уже не могла удовлетворить спрос. Именно из-за той первой поставки морем Клико взяла якорь как символ дома. «Вдова Клико» была любимым шампанским многих монархов, в том числе Николая II и Людовика XVI.
Удивительно быстро шампанское покорило всю Европу. От Англии до России.
Оно стало излюбленным напитком не только аристократии, но и разбогатевших представителей третьего сословия. Его подавали на банкетах и в ночных клубах. Для женщин употребление шампанского считалось признаком хорошего тона. Об этом свидетельствуют не только стихи и картины, но и многочисленные архивные материалы того времени.
Шампанское – уникальный напиток, сверкающий самыми разными гранями вкуса в зависимости от того, где, когда и кем он произведен. Русское шампанское, итальянское, американское… А как получается так, что шампанское сегодня производится массово? Об этом и многом другом – в последующих статьях нашего цикла статей.